Герметизация автомобильных тоннелей
В период эксплуатации автомобильных тоннелей, нередко возникают повреждения их обделки, через которые просачивается вода. Такие появившиеся дефекты могут повлечь за собой подтопление и обрушение грунтового массива. Учитывая то, что движение автомобилей в тоннеле отличается повышенным риском, наличие воды может привести к трагическим ситуациям и автокатастрофам.

Для предотвращения появления разрушений проводится ряд укрепляющих мер, которые разрабатываются еще на стадии проектировки объекта - уплотнение грунта, создание тампонажного слоя, водоотведение. 

Трещины – это первый показатель того, что в тоннеле начинают происходить изменения. Водонесущие трещины делятся на статические и динамические. В первую очередь определяется степень риска повреждений для постройки. Если повреждения значительные, то объект может нуждаться в капитальной реконструкции, если же нет, то они подлежат ремонту, а именно эластичной герметизации.

Технический процесс герметизации водонесущих трещин в железобетонной обделке тоннеля проходит в несколько этапов.

Необходимые материалы для приготовления растворов:

  • «ПенеПурФом» Н (НР, Р) - в пропорции 1:1 (смола для первичного инъектирования)
  • «ПенесплитСил» - в пропорции 1:1 (медленно реагирующая смола для вторичного инъектирования)
  • «ПенесплитСил С» - в пропорции 2:1 (быстро реагирующая смола для вторичного инъектирования)
  • «Пенекрит» в пропорции 1 кг на 180 мл воды (гидроизоляционный материал)

Необходимое оборудование и инструменты:
  • Набор пакеров (инъекторов)
  • Дрель с частотой оборотов от 250 до 500 в минуту
  • Емкость для воды с мерными делениями
  • Насос для инъектирования смол
  • Емкость для приготовления раствора (мягкий пластик)
  • Безмен
  • Перфоратор
Следует не забывать о мерах предосторожности во время производственных работ, особенно при приготовлении необходимых составов. Поэтому важно использовать резиновые перчатки, сапоги, респиратор и защитные очки.

Пошаговая инструкция

1. Работы начинаются с бурения шпур. Процесс бурения выполняется с обеих сторон водонесущей трещины к поверхности. Для того, чтобы осуществилось пересечение полости трещины, угол наклона к поверхности должен быть 45°. Диаметр шпур должен быть равен диаметру инъектора или незначительно больше. Идеально располагать шпуры в шахматном порядке.

2. Устанавливаются инъекторы (пакеры).

3. Сжимается резиновый уплотнитель в процессе закручивания пакеров в бетонную поверхность. Это обеспечит их наилучшую фиксацию.

4. Готовится смола «ПенеПурФом» – временный материал для устранения течи. Пропорции перемешиваются согласно инструкции. Модификация пены подбирается к конкретному повреждению, в зависимости от его активности и динамики разрушения. Для этого проводится пробное инъектирование.

5. Из инъектора выкручиваются обратные клапаны. Оставляется один, через который будет проводится инъектирование «ПенеПурФомом».

6. При появлении в соседних инъекторах воды, на первый инъектор присоединяется обратный клапан для насоса, и процесс инъектирования продолжается.

7. Прорабатывается каждый инъектор последовательно, пока не устранится течь полностью. При необходимости процедура повторяется.

8. Готовится «ПенеСплитСил», - смола, обладающая высокой степенью прочности. Обязательно нужно помнить, что смола уплотняется через 30-60 минут.

9. Проводится инъектирование «ПенеСплитСилом». Давление насоса используется то же, что и при первичном инъектировании. При необходимости обратные клапаны заменяются.

10. Готовится «Пенекрит» - гидроизоляционный материал.

11. Проводится демонтаж инъекторов. Оставшиеся отверстия заполняются шовным гидроизоляционным материалом.

12. По завершении работ насос промывается компонентом и заполняется гидравлическим маслом.